Центральная городская библиотека им. П.Л. Проскурина
 БРЯНСК:
 знать и любить
 свой город!

Уважаемые гости нашего сайта, очень надеемся, что поможем Вам сориентироваться, как и где найти информацию о нашем славном городе
Главная | Вход
Четверг, 04.03.2021, 21:57
Памятная дата

Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Друзья сайта
  • ЦГБ им. П. Л. Проскурина
  • Бежица: путешествие в далекое и близкое
  • Петр Проскурин: электронные страницы памяти

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Погода
    Яндекс.Погода

    11:19
    26 ноября
    Наш край. – 1910. – 26 ноя. (13 ноя.) (№13)

    ХРОНИКА

    Приёмный покой

    В городскую управу почётным гражданином города Брянска С. С. Могилевцевым представлен устав предполагающегося к открытию в Брянске приёмного покоя. С. С. Могилевцев просит устав внести на рассмотрение думы и в случае одобрения ходатайствовать о его утверждении.

    Приёмный покой имеет открыться на Петровской горе в специально приспособленном для этого доме, находящемся в усадьбе С. С. Могилевцевых и будет находиться в ведении городского самоуправления. Приём больных в приёмном покое и первоначальная помощь будет оказываться жителям города бесплатно. В приёмном покое будут находиться две кровати для временного пребывания исключительно тяжелобольных.

    Крушение поезда

    9-го ноября (22 ноября по новому стилю) товарный поезд №20, погруженный в Цементном заводе цементом и направлявшийся к станции «Радица» по вновь проложенному железнодорожному пути, потерпел близ ст. «Стеклянная» крушение.

    Это – первая катастрофа на новом пути, только что открытом в этот день для движения поездов.

    Катастрофа произошла в 6 час. вечера, когда уже несколько поездов благополучно прошли по новому пути.

    Миновав ст. Стеклянную, поезд потерпел крушение в том месте, где новый путь соединяется со старым, еще не снесенным путем. По причине неисправности стрелки, один вагон сошел с рельс и разбился вдребезги, разбросав далеко вокруг себя бочки с цементом. 3 следующих за ним вагона сошли с рельс и загромоздили путь. Паровоз с несколькими вагонами ушел вперед и остановился в 1 версте от места катастрофы, причем позади паровоза также сошел с рельс один вагон. Один из кондукторов получил ушибы в грудь. Катастрофа произвела значительную задержку поездов.

    Памяти П. С. Могилевцева

    В настоящее время городским головой В. И. Сафоновым ведется переписка с несколькими художниками-скульпторами относительно постановки памятника-бюста покойному жертвователю города Брянска Павлу Семеновичу Могилевцеву. Памятник-бюст, как известно, решено городской думой поставить на площади около женской гимназии за счет города.

    Продолжение

     

    Брянский рабочий. – 1968. – 26 ноя.

    Брянские «скороходы»

    Признаться откровенно, некоторые новинки Брянской фабрики индивидуального пошива и ремонта обуви вызвали удивление: ведь умеем же!

    В самом деле умеем. Из восемнадцати моделей, представленных фабрикой на всероссийский художественно-технический просмотр, проходивший недавно в Уфе, пять получили высшую оценку жюри — сорок баллов. А подавляющее большинство остальных — тридцать девять, тридцать восемь баллов, что также равносильно оценке «отлично». В результате брянские обувщики вместе с ленинградскими и уфимскими вошли в тройку лучших умельцев. И это-то — при довольно многочисленных конкурентах: около восьмидесяти областей Федерации принимали; участие в смотре.

    — Даже немного неожиданно оказалось, что многим захотелось кое-что перенять у нас, кое-чему поучиться, — говорит Надежда Федоровна Фирсова, главный инженер фабрики, побывавшая в Уфе.

    Вот, например, мужские мокасины. Они сшиты по новой технологии: без единого гвоздя, нет ни креплений, ни стельки, они легки и эластичны. Или осенние туфли с гамашами (отделяющееся голенище на застежках) снова вошедшими в моду: красиво, тепло, на всякий возраст, практично — варьируй по погоде. Легкие, нарядные панталеты — брянской моднице к лету 1969 года. Ну, и конечно, сапоги с высоким голенищем, на меху, отделанные лаком. Чтобы нога легко проходила, с внутренней стороны у подъема вшита резинка. В общем, фантазия, вкус, мастерство модельеров М. Краснера и А. Пронина убеждают вполне.

    Один только вопрос — директору фабрики М. Стерлину:

    — А как скоро найдет доступ к этой обуви потребитель?

    — На некоторые из этих моделей заказы уже принимаются. На остальные — с января нового года. Это ведь не экспонаты для музея, это — направление нашей фабрики на 1969 год. Одна беда: наши мастера могут сшить приблизительно шесть пар обуви в день. Для такого города, как Брянск, это, конечно, мало. А чтобы было больше — нужно расширяться. Одним словом: дайте нам точку опоры… то есть, я хотел сказать, дайте нам помещение для «Салона обуви», и мы привлечем еще мастеров…

    Е. ЧАЛИЯН

    Источник: https://brvestnik.ru/bryanskie-skorohody/

     

    Брянский рабочий. – 1974. – 26 ноя. (№276)

    Добрый след на земле

    Собирал я как-то грибы в лесу за Осиновой горкой. Погода стояла сухая, грибов нашел мало. Вышел на одну вырубку, помнится, тут был когда-то небольшой лесной питомник. Смотрю — на невысоких кустиках желтые яблочки чуть меньше куриного яйца. Наклонился, сорвал несколько и почувствовал ароматный запах лимона. Это была японская айва.

    Я сразу вспомнил, что лет десять назад японскую айву акклиматизировал и внедрил в лесные культуры ныне покойный профессор Брянского технологического института доктор биологических наук Борис Владимирович Гроздов.

    Борис Владимирович создал ботанический сад в Брянске, который сейчас носит его имя. Этот крупный ученый был инициатором создания в Брянске нескольких скверов с редкими деревьями и кустарниками. Он много работал над созданием дендрариев — питомников в лесничествах, шесть из которых сохранились по сей день. Десятки видов деревьев, кустарников, цветов прижились на брянской земле благодаря ему. Сотни их растут ныне и плодоносят в ботаническом саду имени Б. В. Гроздова: грецкий орех, серый орех, абрикос, черноплодная рябина, съедобный боярышник и т. д. Получила распространение и сахалинская гречиха — кормовое растение для животных. Благодаря стараниям Бориса Владимировича на Брянщине стали прививать кедр на молодых деревцах сосны, чтобы он быстрее плодоносил.

    Этот незаурядный человек сделал за свою, к сожалению недолгую, жизнь очень много. Недаром известный советский писатель Леонид Леонов, когда писал свой знаменитый роман «Русский лес», консультировался с Борисом Владимировичем Гроздовым, дружил с ним. Научно-популярные книги Б. В. Гроздова, такие, как «Сокровища Брянского леса», и сейчас пользуются спросом у широкого круга читателей, потому что они написаны доступно, автор хорошо знает зеленый мир разных широт, у него богатый, яркий язык.

    Многим обязана Брянщина и ее флоре этому ученому-дендрологу, селекционеру, популяризатору науки. Борис Владимирович часто выступал с лекциями. Б. В. Гроздов — создатель и первый председатель Брянского отдела Географического общества СССР. При нем отдел стал известным в Российской Федерации. Он был и первым почетным членом Общества охраны природы. Его знают и за рубежом. Книги и научные статьи нашего земляка переведены на несколько языков.

    Многим славится наша Брянщина. И многое у нас увековечено в памятниках. Но почему-то в Брянске и области еще очень мало памятников деятелям науки и культуры. Не увековечена память таких наших знаменитых земляков, как В. А. Русанов, академик Д. А. Щербаков. Нет памятника Борису Владимировичу Гроздову. Мне кажется, настала пора создать такой памятник.

    Л. ГУБАНОВ, действительный член Географического общества СССР

    Источник: https://brvestnik.ru/dobryj-sled-na-zemle/

     

    Брянский рабочий. – 1983. – 26 ноя.

    Пропел гудок заводской…

    С недавнего времени к обычному утреннему шуму за окнами моей квартиры по улице Горбатова прибавился еще один звук. Ровно в половине восьмого, покрывая все остальное, в воздухе целую минуту господствует протяжный заводской гудок.

    На днях я решил отправиться на его зов. Ровно в восемь подошел к центральным проходным объединения Брянский машиностроительный завод. И здесь снова услышал его. Могучий голос заводского гудка извещал многотысячный коллектив о начале рабочего дня. По главной заводской аллее двигался, растекаясь на мелкие ручейки по цехам и отделам, людской поток. На лицах многих я заметил выражение какой-то особой гордости. «Наш загудел, заводской», — послышались чьи-то слова…

    Старожилы помнят, каким мощным голосом обладал раньше гудок Брянского машиностроительного. Слышно его было, говорят, даже в Хотылеве, не говоря уж о Бордовичах, Радице, Городище и других поселках, окружавших рабочую Бежицу. С ним люди просыпались, с ним шли на завод, он же напоминал об окончания смены. Подобно вечевому колоколу, звучал его голос «во дни торжеств и бед народных». С ним уходили сражаться за Советскую власть отряды рабочей гвардии, встречал он и тех, кто вернулся с победой… Не только время, но и судьбу свою сверяли с ним, как поется в песне, поколения рабочих.

    Было время, когда о доброй старой традиции забыли. Мысль возродить ее подал генеральный директор объединения Г. П. Буров. Дело оказалось непростым: старый гудок во время строительства ТЭЦ разбили. Создать новый взялись работники конструкторского отдела нестандартного оборудования. Задача осложнялась тем, что не сохранилось ни соответствующей технической документации, ни расчетов. Но удалось разыскать и старых мастеров.

    Нужные сведения пришлось собирать по крупицам. Формулы, позволяющие определить размеры гудка, нашлись в книгах Рэлея «Теория звука» и Красильникова «Звуковые волны». В руководстве «Ремонт и настройка роялей и пианино» обнаружились таблицы частот всех существующих музыкальных звуков. Сделали чертежи, по ним изготовили несколько гудков. И вот первые испытания… Не то! Звук довольно громкий, но не «музыкальный».

    И снова поиск. Решили изучить опыт других заводов. Побывали работники отдела на восьми московских заводах, но нигде не нашли того, что искали. Отправились в Горький. И вот там, на заводе «Красное Сормово», обнаружился «собрат» старого гудка. ПО его образцу и стали изготавливать новый.

    Вместе с главным конструктором отдела В. Г. Родным мы подошли к огромному зданию ТЭЦ. По внутренней лестнице поднялись на крышу, а там – еще выше по пожарной лестнице на площадку, где установлен гудок. Вернее, здесь их целых три. Пробы еще не окончены, машиностроители пока выбирают по звуку, какой им нравится больше, совершенствуют режим подачи пара.

    Вот заклубилось над одним из продолговатых рожков белое облачко белого пара. Это пришло время разогревать гудок. На часах было без десяти четыре. Мы поспешили в низ.

    И снова, стоя на главной аллее, я наблюдал, как при звуке гудка светлеют лица, как с гордой улыбкой переглядываются рабочие: наш гудит, заводской!

    © В. ПОЛОЗОВ

    Источник: https://brvestnik.ru/propel-gudok-zavodskoj/

    Просмотров: 26 | Добавил: Администратор


    МБУК "Централизованная система общедоступных библиотек" г. Брянска © 2021
    Создать бесплатный сайт с uCoz